Большое домашнее задание, или как детей лишают детства

Новая статья психолога Марии Базаровой.

Моя сестра — младшая школьница. Помимо основной школы она посещает музыкальную, и  несколько раз в неделю — спортивную секцию. Я считаю, что это необходимые составляющие гармоничного развития — основной школы для ребенка явно не достаточно. Однако, несмотря на явную тенденцию современных мам отдавать детей на 100500 кружков ("Потом спасибо скажут!") мы ее так загружать не стали. Музыкальная школа, помимо уроков — это еще как минимум 2 часа тренировок дома — утром и вечером. Ребенок и так тратит уйму времени на школьное домашнее задание.




       И вот об этом мне хотелось бы поговорить.


Дети необоснованно загружены. И это если говорить только о общеобразовательной школе. По идее, на школьные уроки должно тратиться не менее 1,5 часа, так как дома необходимо освоить, или отработать только 1/4 школьного занятия. Они необходимы, как например в английском — сделать парочку заданий на запоминание новых слов, в математике — парочку упражнений, что бы запомнить тот или иной принцип.


       А на практике ребенок приходит домой, обедает (или ужинает — зависит от смены), и садится делать уроки. Далее он чистит зубы, и идет спать. Знакомая картина?  Может быть чуть утрированная, конечно. Вполне может быть, что он успевает еще "покачать права" что бы посмотреть телевизор ("Какой телевизор, бегом спать!"), или просто поваляться, поиграть. Но рациональное родительское "надо лечь спать пораньше, так как завтра тяжелый день — школа, художка, танцы, английский" гонит мелкого в кровать. А ребенок так не думает. Ему хочется отдохнуть одному. Или с друзьями. Или с папой. Или кошку за хвост подергать. Он просто не желает думать о том, что завтра он опять не успеет поиграть и провести свое свободное время именно так, как он хочет. А иногда усталость берет свое, и он покорно идет спать. Завтра же тяжелый день…


      Эти слова обычно возмущают тщеславное родительское эго. Поэтому тема нашего сегодняшнего разговора не миллион кружков, а именно большое домашнее задание.


 

Что мы имеем в итоге:

 

  • У детей нет мотивации. Они увязли в этой рутине! Большая часть заданий, как правило бесполезны. (Те кто в школе идут по новым, инновационным и экспериментальным программам меня поймут.) И обучение из полезного и конструктивного опыта превращается в непроходимое скучное болото.
  • Личное время. Когда вы в последний раз разговаривали не касающееся домашнего задания? Большая часть взаимодействия с родителем ребенок проводит в разговорах о уроках.
  • Режим. В конце концов это просто ненормально с точки зрения баланса работа — отдых. Такие вещи как "погулять" "поиграть" "поваляться" — они всегда важные! Глупые и не содержательные на первый взгляд способы ребенка отдохнуть — это попытка абстрагироваться и восстановиться. Для психики такие нагрузки чреваты.
  • Перепады настроения. О психике я сказала выше: если вы заметили, что ребенок стал истеричным, плаксивым, короче говоря — с несвойственными ему проявлениями — пора бить тревогу. Вполне возможно, что школу он уже ненавидит. И так может быть, что все дополнительные кружки могут вызывать отвращение. Главное — не упустить момент, когда расписание и вроде бы удовольствие превращается в пытку.
Часто родители находят другой выход, не менее извращенный — делают домашнее задание за самого ребенка. Что тоже, сами понимаете, далеко не выход.

 

Что вы можете:

  • Поговорите с родителями других одноклассников. Возможно, это общая проблема — тогда стоит обсудить этот вопрос с учителями или даже выше. (Учитель часто единица без права слова  — особенно в наших русских школах. Они бы и рады..)
  • Если вы очень амбициозный родитель — пересмотрите список "кружков", которые посещает ваше чадо. Поговорите с ним — на все ли факультативы и секции он ходит с удовольствием? Может что-то действительно лишнее? И кому это больше нужно — вам, или ребенку?
  • Часто получается, что домашнее задание превращается в трагедию и потому, что ребенок недопонял, или просто не понимает предмет. Тогда опять же, есть смысл выделить время (не в ущерб отдыху) на дополнительные занятия с вами — если вы умеете объяснять и хорошо этим предметом владеете, или же подумать о репетиторе. Так как эти недопонимания постепенно превращаются в большой снежный ком — с ними надо разобраться как можно раньше.
  • Наблюдайте за состоянием ребенка. Это самый простой способ предотвратить проблемы и перегрузки.
  • Научите его правильно распределять время — менеджменту, проще говоря. И еще различным штукам, повышающим концентрацию. В след. посте о них я и расскажу.  🙂

     

    Помните, что школа  — это лишь часть жизни. Жизнь — она намного больше и шире.
    Желаю вашим деткам все успевать! 🙂

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Нравится

Интересные статьи на сайте:

Навигация

Предыдущая статья:

Следующая статья:

Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Серафима:

    Отличная статья!

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

© 2017   Войти